"ГЛОТКА" ИЛЬИ ПРУНЕНКО Печать
( 3 Голосов )
Конкурсы & Выставки
Автор: Виктория Бурлака

 

"Галерея на Институтской" приглашает на открытие выставки Ильи Пруненко
"ГЛОТКА"

24.09 – 06.10

Открытие состоится в пятницу 24 сентября, с 18:00 до 21:00
по адресу: Институтская 22/ 7, подъезд 10, код 50, кв.105

Будем рады Вас видеть!

* * *

Взгляд скользит по слизистым тканям горла. Рассматривает их крупным планом, вызывая подспудное чувство неловкости. Это не просто холодный взгляд аналитика, беспристрастно расчленяющий реальность, появлением которого ознаменовалось искусство нового времени. В нем еще присутствовала дистанция по отношению к объекту, здесь же она в принципе исчезает – максимальное приближение вплотную. Это взгляд «непристойный», фетишистский. Перверсивный – с точки зрения наших культурных клише, основанных на пространстве приватного, черту которого переступать не принято, на недосказанности и завуалированности. Полная откровенность и "порно-эффект" реальности – исчезает ее условная сцена, на которой разыгрывался спектакль и место зрителей было в зале. Теперь доступ открыт и наше любопытство ничем не ограничено – хорошо видны все детали. Чем непристойнее взгляд, тем эффективнее он завораживает, соблазняет: упраздняются морально устаревшие рамки видения, мол, на такие вещи не глазеют. Кино активно эксплуатирует этот прием в детективах и боевиках, где камера "скользит" по телам жертв, разглядывая их максимально отстраненно, как нейтральные объекты… В "отоларингологической" серии Ильи Пруненко перед нами нечто среднее между врачебной документацией и абстрактной живописью – зрелище, безусловно, красивое...

Абстрагироваться и любоваться этой красивостью оказывается не сложно. «Непристойное» по способу видения искусство – это зона смысловой неопределенности, искусство поверхности, где проникновения в закадровое пространство практически невозможны. Взгляд «непотопляем» и прикован к поверхности холста, загипнотизирован ею настолько, что нам сложно понять, кто и что за этим стоит. Проще, не сопротивляясь, плыть по реке ассоциаций, хотя она далеко уносит от первоначального замысла автора. Здесь срабатывает классическое утверждение Гадамера о возникновении нового смысла: произведение перерастает художника, оно больше и емче, чем его первоначальные намерения. Казалось бы, все эти загадочные пещеры и «тоннели» глотки должны вызывать эротические ассоциации. Вспоминается "Глубокая глотка", известный порнофильм, героиня которого могла получать удовольствие исключительно одним способом, так как по странной прихоти природы имела клитор в горле...

Любопытно, что авторский посыл зиждется не на эротике, но теологии – так что, у зрителя есть право выбора между этими двумя абсолютно разными сферами. А именно, на цитате из книги пророка Даниила: "Я присматривался к тем рогам, и вот между ними возвысился рог другой, малый. И у того рога были глаза, как глаза человеческие, и уста, которые говорили о больших деяниях. И он будет говорить слова против Всевышного, угнетать святых Всевышнего, захочет изменить праздники и права, и они будут отданы в его руки вплоть до какого-то времени. Но засядет суд, и сбросят его господство, чтобы его уничтожить и погубить до конца". Библейский образ "маленького рога" можно сравнить с поднебным язычком: во-первых, они похожи по форме. Во-вторых, поднебный язычок занимает важную роль в разговорной функции, если его удалить, человек ее утрачивает. В-третьих, есть аналогия в понятиях: Бог – наместник, язык – язычок. Это символ Ватикана и Папы Римского, который имеет официальный статус наместника Бога на Земле... Так что, внутренняя, антиклерикальная, интенция проекта противоположна внешней, активизирующей "потоки желания". И эта парадоксальная противоположность внутреннего и внешнего, плюса и минуса создает поле притяжения...

Виктория Бурлака

Joomla Templates and Joomla Extensions by JoomlaVision.Com