Автор: Дарья Остапцева Прием пищи – процедура не из шуточных, давно ставшая чем-то большим, нежели просто физиологической необходимостью, требующая к себе подхода внимательного, тонкого и не без изыска. Что же до изыска, то жизнь с завидной регулярностью повторяет – на вкус и цвет все фломастеры разные. Впрочем, это и объясняет такое разнообразие дизайнерских идей. Открывшийся в июле прошлого года ресторан "HOSPITALIS" в центре Риги, наделал немало шуму не только на родине, но и за ее пределами. Практически все здешние газеты посвятили уголочек, или несколько углов, освещению данного события, не один месяц тема обсуждалась на многих форумах глобальной сети, а причина подобному ажиотажу – интерьер заведения. Сей манускрипт постарается донести до читателя факты не искаженными, хотя, едва ли это возможно в свете сильного личного впечатления. В каждой профессии есть свой Маяковский, Вагнер или Герри. Люди уже давно изменили многовековой симпатии к традициям, их пленит нечто непонятное, и чем менее понятно, тем более желанным оно становится. Революционеры в искусстве – явление вполне сегодня привычное, а "шок" – скорее, филигранно отточенное ремесло, нежели экстравагантный трюк. Удивить зрителя все сложнее, но еще возможно, куда большую трудность составляет удержание его внимания. Название ресторана, не в пример интерьеру, семантично – основа дизайна действительно ничто иное, чем просто больница. Идея принадлежит Марису Ревалдсу (Māris Rievalds), известному в Латвии врачу, и была с энтузиазмом поддержана коллегами. Нельзя упрекнуть авторов интерьера в недостаточном раскрытии темы, поскольку дух медицины проник в каждую щелку, причем слово "дух", скорее, в прямом, нежели в абстрактном понимании. На одну из центральных улиц города ресторан глазеет огромными витринами, что заставляет некоторых прохожих снизить скорость, а то и вовсе остановиться. Не будь над входом вывески РЕСТОРАН, а за окном обедающих людей, не многим пришло бы в голову, что это наследник общепита. Заведение представляет собой абсолютный антипод привычного ресторана – здесь нет ни нотки тепла и уюта, приятной музыки и свечей. Вас встречают большие плоскости белого кафеля, дышащего стерильностью хирургического отделения с единственной кроваво-красной стенкой напротив входа, столь же яркими "пятнами-брызгами" некоторых элементов мебели и множеством острых металлических инструментов, в довольно рабочем состоянии. Ресторан является практически музеем медицины, инвентарь долго собирался по многим больницам Латвии, вся атрибутика аутентична, что доказывает бюджет проекта – 100.000 латов (143.000 евро). При входе, на желающего поесть, обрушивается шквал эмоционально и буквально острых деталей. Поскольку, дизайн не предусматривает постепенную подачу информации, в таких условиях немудрено и забыть о цели визита. Впрочем, не беспокойтесь, к вам тут же подойдет милая медсестричка и окажет первую помощь, для начала, в выборе столика. Столики различны по своему дизайну, в зависимости от отделения, опять же, в дословном значении – зубоврачебного, гинекологического, психиатрического, имеется также морг. Первый этаж пестрит разнообразием и количеством деталей, в большинстве своем, это инструменты, непривычные человеку несведущему, – о предназначении одних можно только догадываться, а о применении других – так и вовсе страшно подумать. Полочки с узко специализированной литературой и баночки с таинственным содержимом, но с не по-врачебному разборчивыми надписями, дополняют антураж. Уже упомянутая алая стенка с изображениями медсестричек, не только не в неудобных, но и, с точки зрения эргономики, не совсем корректных позах, интригует с самого начала. Она акцентирует лестницу на нижний уровень, там вас ждет немного выпадающий из общего колорита проходной зал воздушных потолков и порхающих бабочек. По причине неглубоких познаний медицины, не берусь судить о назначение подобного в процессе лечебном. Пройдя будуар, вы попадете в психиатрическое отделение, которое отличается явным аскетизмом и полным отсутствием деталей – то ли, по причине нехватки инвентаря, то ли, во избежание суицида. В комнате живут две белые крысы. Еще один милый, соответствующий палате №6, психологический приемчик – дверь с крестом. Мало кто откажет себе в соблазне открыть ее, впрочем, находящаяся за дверью венозно-красная стенка скорее вызывает улыбку, нежели разочарование. Элементарные требования гигиены приведут вас в санузел, или даже два, в зависимости от самих требований. Они различны вовсе не по половому признаку посетителей, а по дизайнерским находкам, никакой дискриминации – полная свобода выбора. Тот, что слева – скорее, гармонирует с проходной, пока неопределенного мною назначения, комнатой – модерн в сторону арт-деко. Черные стены, позолоченная, на резьбу богатая, рамка большого зеркала, ажурный абажур – отзвук сецессиона и множество ретро-фотографий, дабы убить скуку (вместо обычно предлагаемых газет). В то время как второй ватерклозет безоговорочно подходит к психотерапевтическому отделению, – за диагнозом дело не станет – все плоскости помещения, кроме пола, отделаны зеркалами, давая полностью проникнуться эффектом бесконечных отражений. Возникает чувство до бескрайности широкого пространства и присутствия множества людей, приходит ощущение неловкости и стеснения, согласитесь, мы, право, нечасто стесняемся себя самих, а может, надо было бы? Справив нужду физиологическую и эмоциональную, изучите меню. Чисто сердечно рекомендую навести справочки о выбранном вами блюде, если это не яблочный пирог и чай. Возможны спецзаказы – марципановый глазик под окровавленной сиропом салфеточкой, супчик, к которому подадут шприц и усмирительную рубашку. В тоже время, было бы не учтиво не отметить утонченность кухни, противоречащие ассоциативной больничной овсянке, своим великолепием. Счет приносят в конвертике – неотъемлемой части врачебной повседневности. "HOSPITALIS" – в самом деле не оставит равнодушным, даже если вам не понравится – это неплохая тема для поддержания разговора вместо привычных обсуждений погоды. Заведение интересное, впрочем, на мой взгляд, информативно перегруженное, что мешает расслабиться. Присутствие большого количества острых предметов – тоже держит в напряженном волнении, которое усугубляют алые пятна интерьера и коротенькие белые халатики официанток. Ощущения не совсем уместные в традиционном представлении о трапезе, но возможно, – это то, что вам надо, и по приходу домой вы тоже решите прикрутить десяточек другой скальпелей и ножниц на вашей (доселе уютной) кухне, найдя видное местечко и для Йорика. 2009 Фото: Дарья Остапцева |
Комментарии
что до "завсегдатаев" - уверена людей с крюгерскими наклонностями не мало, да и понятие ЮУТА, наверняка разное, может для кого-то это стальной холод скальпеля и белый кафель
каждый выбирает по себе женщину, религию ... и место для обеда
Дмитрию - эпатаж возможен только при первом визите, а в Риге немало мест, не уступающих в кулинарных изысках
наслаждение съестным без наслаждения эстетического есть чревоугодие
Ольге - искренне рада
RSS лента комментариев этой записи