Баннер
Баннер

Главная | ПЕРСОНА | ДЖОЗЕФ МЭЛЛОРД УИЛЬЯМ ТЁРНЕР
ДЖОЗЕФ МЭЛЛОРД УИЛЬЯМ ТЁРНЕР PDF Печать
( 6 Голосов )
Персона
Автор: Ольга Карасева

Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер, 23 апреля 1775 — 19 декабря 1851

Мыльной пеной, смешанной с раствором для побелки – вот как называли его работы тогдашние критики.

Действительно, после статических, привычных красно-коричневых полотен дождь, ветер, пар и скорость Тернера ошеломляли. Надо было иметь смелость, чтобы писать так во времена отличной иллюстрации на моду того периода – "стекла Клода Лоррена" – монокля, который вставляли в глаз при рассматривании живописи. Желтый фильтр окрашивал картины в золотистые тона старины. Правда, пристойную тусклость картинам придавал не художник, а старый лак, о чем, видимо, забывали викторианские ценители.

Но тогда Тернер казался чересчур свободным, даже распущенным. Слишком активные краски. Слишком много воздуха в кадре. Вместо уютных итальянских пасторалей – до неприличия беспредметные пейзажи. То, что до него было только фоном – солнце, туман, свет – главное действующее лицо в повествовании.

Для передачи атмосферных эффектов он первым отказался от привычного темного грунта и перевел принципы акварельной живописи в масло. За светлоту палитры Тернер тут же заработал кличку "белого" художника – белый цвет считался не живописным, "не поддающимся дисциплине и гармонии".

Даже Констеблю, который уважал и ценил Тернера, эксперимент показался слишком смелым: "Он сошел с ума от своего мастерства, рисует шафраном и индиго!".

Преданию анафеме, пожалуй, помешал тот факт, что талант Тернера был несомненным. В Англии беспрецедентный случай – в 15 лет он выставился в залах Королевской академии художеств, академиком стал в 27, а немного позже – и профессором в академических классах.

Тернер – художник света, люминист. Иногда его называют первым абстракционистом, хотя работы, все же, не теряют реалистического изображения – цвет в них очень взвешен. Несмотря на яркость красок, оттенки сложные, открытых цветов практически нет. Кроме того, за, на первый взгляд, почти беспредметными композициями Тернера всегда стояли вполне реальные факты. Непосредственным очевидцем которых он был и которые сопровождал работами с точными описательными названиями – "Мол в Кале. Французские рыбаки готовятся выйти в море. Подходит английский пакетбот". Или же – "Метель. Пароход выходит из гавани и подает сигналы бедствия, попав на мелководье".

По его собственным словам, он никогда не упускал случай лично наблюдать за явлениями природы.

Когда Тернер направлялся в Париж, во время переправы на материк был сильный шторм. Джозеф Меллорд запишет: "Чуть не утонули". Но все-таки не утонули, а сделанные им наброски послужили основой картины "Мол в Кале".

Вот что предшествовало "Метели": "Я упросил матросов привязать меня к мачте, чтобы я мог наблюдать; меня привязали на четыре часа, я не надеялся уцелеть, но я считал своим долгом дать отчет об этом, если останусь в живых". В то время ему было за шестьдесят.

Тернера многие считают импрессионистом, хотя вопрос о причислении его к последним  остается открытым. Моне, Дега, Ренуар и прочая когорта, несомненно, учились у Тернера. Понимание достаточности настроения, сложные эффекты светового и воздушного пространства – это импрессионизм.

Но есть одно отличие.

В живописи импрессионистов, пожалуй, более важно "как", а не "что". Общая живописность, игра красок, впечатление момента – на первом плане. В то время как для Тернера его пейзаж-катастрофа – средство для выражения внутренней идеи, некоего "катарсиса души и сознания".

Моне, при всем сходстве их произведений ("Впечатление. Восход солнца"), сообщал, что живопись Тернера была ему "антипатична из-за необузданного романтизма воображения", а влияние его – ограничено. Писсаро, признавая достижения Тернера, обвинял его в сочинительстве, преднамеренности эффекта, отсутствии стремления к правдивости.

Но возможно, эта романическая литературность помогала Тернеру все больше отходить от условностей. Его палитра высветлялась. На последних работах, кроме света и воздуха, бьющего из полотен, собственно, ничего больше и не осталось. Мазок все более широкий. Никакой описательности деталей, только сложные переходы вибрирующего цвета.

Констебл все-таки не смог не оценить коллегу: "Тернер выставил свои золотые видения, великолепные и красивые; пусть всего лишь видения, но, все же, это искусство, рядом с такими картинами можно жить и умереть. Он превзошел сам себя, пишет, словно цветным паром – так бесплотно и воздушно".

Тернер оставил огромное количество работ, законченных и незавершенных. Где какие – спорят до сих пор...

1 – "Дождь, пар и скорость. Большая железная дорога", 1844 г.
2 – "Метель. Пароход выходит из гавани и подаёт сигналы бедствия, попав на мелководье", ок. 1840 г.
3 – "Пожар в парламенте", 1834 г.
4 – "Замок Норэм. Восход солнца", ок. 1835-1840 г.

Joomla Templates and Joomla Extensions by JoomlaVision.Com
 

Choose Language

КОММЕНТАРИИ

RSS
FacebookTwitterDiggDeliciousGoogle BookmarksLinkedinRSS FeedPinterest

Live tracking and statistics