Забудова Києва доби класичного капіталізму, або Коли і як місто стало європейським / А. Б. Бєломєсяцев, Б. Л. Єрофалов, В. П. Ієвлева, М. Б. Кальницький, Н. М. Кондель-Пермінова, О. І. Сідорова, Т. В. Скібіцька; За заг. ред. М. Б. Кальницького, Н. М. Кондель-Пермінової. — К.: ВАРТО, 2012. — 560 с.: іл. — ISBN 978-966-2321-21-0. — Наклад 1000 прим.
Рукопись книги, подготовленная несколькими именитыми авторами, вылежалась, будто следуя наставлению Горация: Nonumque prematur in annum — пусть хранится до девятого года. Таков именно срок настойки книги, которую на свой профессиональный страх и финансовый риск выпустило киевское издательство "Варто" во главе с Еленой Насыровой.
Путь от рукописи к полиграфически тисненой форме в полтыщи страниц был тернист и извилист. В 2003-м вроде все складывалось удачно: Главкиевархитектура идеологически и финансово поддержала инициативу НИИТИАГа по исследованию застройки Киева рубежа XIX–XX вв. (поскольку "новый капитализм" взрыхлил и расчесал наследственную ткань города, и протестные акции начали делать погоду). Авторский коллектив был сбит, в основном, из поколения исследователей, пришедших в НИИТАГ в восьмидесятые годы.
Борис ЕРОФАЛОВ-ПИЛИПЧАК. Архитектура советского Киева. — Киев: Изд. дом А+С, 2010. — 640, LII с.: ил. — ISBN 978-966-8613-53-1. — Тираж 1000 экз.
Среди книг Бориса Ерофалова, которые в последние годы одна за другой радуют читающего читателя, эта — не только самая объемистая. Не говоря об обильной иллюстрации (534 черно-белых и 67 цветных, итого 601), приятной умному глазу, текст, крепко-накрепко сшитый, захватывает твое внимание с первых строк предисловия — "Замысел составить из коротких эссе панораму о самых..." — и несет его, не расплескивая, до библиографии и указателей.
Если не знать, что это издание является второй частью из смело задуманной автором трилогии о киевской архитектуре (первая "Архитектура имперского Киева" увидела свет в 2000-м и давно исчезла с прилавков; третья — в работе: "Киев незалежный"), можно заподозрить его в обособленности на поле творческой брани Б. Ерофалова с добротным научным словом. Но если знать, хронологический стежок прописи оказывается не только убедительным, но и на редкость последовательным, что говорит и о цельности характера, и о непоседливом желании обогатить пространство современного нечтения и исчезающей в людях эрудированности закреплением на письме тщательно подобранных, ансамблево расположенных и остроумно проанализированных фактов и артефактов.
ПУЧКОВ А. А. Поэтика античной архитектуры. — Киев: Феникс, 2008. — 992 с.: XXXII л. ил. (Институт проблем современного искусства Академии искусств Украины)
ISBN 978-966-651-659-9
Предложен и обоснован герменевтико-семиотический подход к архитектуроведческому исследованию (поэтика архитектуры) и изучению культурных явлений античности как системы архитектурной организации форм материального мира с точки зрения взаимосвязи жизнедеятельности человека с ее пространственным оформлением, отраженными в архитектурной форме и тексте об этой форме (поэтика античной архитектуры). Предложен и обоснован идио-номографический метод архитектуроведения. Выявлены общественно-культурные основания архитектурного (а не историко-культурного) процесса в античном мире, прослежено их соотношение со становлением архитектурной формы. Обоснован и использован принцип художественно-пластической телесности (как основной конструкционный принцип построения культуры античного мира) применительно к архитектурно-градостроительной деятельности эллинов, а также разработан подход к анализу античного мировоззрения как обобщенной тектонической системы порождения материальных и духовных форм культуры. В книге нашли освещение вопросы становления соматических представлений в античной философской культуре, особенностей телесного характера античного мифологического пространства; метафора и метонимия как источник архитектурной терминологии, «античный архитектор», световой столп, колонна, ордер, цвет и фронтональность (как основной прием композиционной организации произведений античной культуры), греческий полис и римский померий и проч. Архитектурная форма рассмотрена как онтологическая повседневность и организованный хаос бытия. Рассчитана на специалистов в области архитектуроведения и культурологии.
ПУЧКОВ А. А. Эрехтейон и его кариатиды: Идио-номографический этюд / Послесл. А. Лысенко и О. Файды; Институт проблем современного искусства Академии искусств Украины. — Киев: Издательский дом А+С, 2008. — 106, [2] с.: ил. ISBN 966-8613-38-4
Выдвигается и обосновывается гипотеза, оправдывающая сообщение Витрувия, что в кариатидах следует видеть пленных карийских женщин. Автор приходит к выводу, что кариатиды Эрехтейона (портик Пандросеон), образы кариек, устроены на южной стене храма в назидание врагам как зримый символ разрушенного Ксерксом и не восстановленного Периклом Гекатомпеда; как архитектоническая маркировка "выражения / сокрытия" выхода из Пандросеона, который использовался для выноса неких сакральных предметов, участвовавших в афинских праздниках Плинтерии, Каллинтерии и особенно Аррефории, что были связаны с культом Афины Градодержицы, и, вероятно, в малой степени — в Панафинеях, главные события которых разворачивались на восточной площадке Акрополя и были связаны с культом Афины Девы. Рассчитана на интересующихся историей мировой культуры, архитектуры и градоустроения.
Открывать новый раздел "Библиоlog" приятно книгой автора, имя которого не просто хорошо известно широкой архитектуроведческо-культурологической общественности, но и особенно памятно пишущему эти строки – Андрей Пучков в бытность моей юности (и его молодости) отмечал мою зачетку систематическими записями, что вовсе не помешало нам со временем расзнакомиться и сохранить взаимный тонус общения по сей день.
Сегодня я рад представить его книгу.
ПУЧКОВ А. А. Архитектурно-культурологические очерки: Феномены, явления, вещи / Институт проблем современного искусства Академии искусств Украины. — Киев: Издательский дом А+С, 2008. — 176 с.: ил.ISBN 966-8613-32-5
"В книге сосредоточены семь архитектурно-культурологических очерков, объединенных принципом обсуждения разного рода феноменов, явлений и вещей в их историко-культурном бытии. Архитектуроведческое письмо, в котором строительным материалом является слово, а не камень (как при создании архитектурной формы), автор упорно полагает принципиально литературоцентричным, а всё, что с его помощью сказано, — архитектуроцентричным. Лишь таким замысловатым образом две искусственно разобщенные отрасли могут обогатить друг друга: породить образ, отличный от формы, которой он вызван.
Рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся историей мировой культуры, архитектуры и градоустроения."