Автор: Ольга Карасева В рассуждениях об экологической архитектуре есть один парадокс – о самой архитектуре говорится как-то вскользь. Большинство изданий сбивается на декламации о новых инженерных системах, что к архитектуре имеет отношение косвенное. Или же говорит о возможностях нашего старого знакомца – пассивного дизайна. Что уже ближе, но из всей общности экологических проблем затрагивает одну только энергоэффективность. Или же упоминает об экологических материалах. То есть, о конструкциях – пироге оболочки здания, но не о ее форме.
Так уж сложилось, что в понятии sustainable architecture инженерия – на первом плане. Хотя, архитектор тоже способен кое-что предпринять – с помощью одного только объемного решения, или того, что можно назвать оптимизацией формы здания. И вот здесь пригодится следующее:
1. Интеграция природной и антропогенной среды. Что значит – корректное внедрение рукотворных объектов в природу, или наоборот – природы в здание. Отдельных деревьев, кустарников, геологических образований, а то и целых частей экосистемы. Как пример, рассечение здания пополам каналом, что и было сделано архитекторами павильона в ботаническом саду Квинс /1/. Речь идет не только об истине азбучной – максимальном сохранении деревьев и рельефа, но и об учете прочих, на первый взгляд, менее важных обстоятельств. К примеру, будущих изменений в растительном ландшафте. Затенения его особо чувствительных зон. Сохранения путей передвижения животных, а в некоторых случаях – и насекомых. Всему этому могут помочь: - дисперсное расположение отдельных павильонов, а не одного большого объема. Расчлененная форма здания дает возможность: для деревьев – строительство "в обход", для геологии – включение скал и камней в структуру здания, для миграции фауны – устройство достаточных разрывов. Дополнительный бонус – поэтапное строительство. Цитируя Ленина, "догнать и перегнать" – явление частое применительно к границе емкости ландшафта (то есть тому пределу его освоения, за которым участок теряет способность к самовосстановлению). Поэтому, если при мониторинге негативных влияний станет очевидным будущее неминуемой деградации территории – необходимо дать команду "остановиться", а это осуществимо только при строительстве очередями. - модульность и мобильность структурных частей – что означает способность здания к трансформации, а значит, позволит учесть будущие изменения в растительной среде. Кроме того, при чрезмерной нагрузке на какой-либо участок часть блоков можно убрать или переместить куда-нибудь еще. - устройство горизонтальных и вертикальных прорезей в здании с заключением деревьев в стеклянные конструкции. - террасная планировка, привычный прием – проектирование разноуровневых объемов вместо проектного воздействия на рельеф.
2. Следующий принцип прост и в пояснениях не нуждается – компактность в объеме, что подразумевает и ограничения в планировке. Скромность, как известно, архитектуру украшает и малогабаритное здание с элементарным набором помещений и отсутствием сверх необходимого (бассейна, просторных транзитных зон и пр.) – по отношению к окружающей среде имеет характер более щадящий. А, кроме того, не секрет, что небольшие объемы строятся с применением средств малой механизации. Что для природы, опять же, менее травматично.
3. На третьей позиции – эффективность систем жизнеобеспечения. Прежде всего – эффективность энергетическая, что достигается двумя путями: особым дизайном здания и применением специальных конструкций и устройств. Здесь же – естественная вентиляция, что в конечном итоге, опять же, энергетически эффективно. Но, хотя, пассивный дизайн входит в пятерку необходимых условий, особо глаголить здесь не о чем – эта тема достаточно исследована и множество интернет-ресурсов с подобной информацией делает дальнейшие рассуждения излишними.
Кстати, про энергоэффективность помнят все, но есть еще водоэффективность – сбор осадков (дождевой воды или снега). Здание имеет соответствующую форму кровли, на участке – специальные выемки для снега. И, конечно же, емкости для хранения воды – не тривиальные баки под стоком, а своеобразный архитектурный элемент, как в Concrete House (Government Architect's Office) /2/, где они расположены внутри пустотелых колонн.
4. Далее – минимальный контакт здания с поверхностью земли. Очень желательно для всего набора обычных экологических проблем – уничтожения рельефа и растительности, нарушения природных условий стока с последующей эрозией грунтов, пересечения путей миграции животных и пр., и пр. Теоретически, точка соприкасания здания с землей должна быть именно точкой, но эта, пока утопическая, мечта может быть заменена консольным выносом этажей (образцово-показательный пример – The Balancing Barn) /3/ или же размещением зданий на опорах.
5. И последнее – локализация световой и шумовой нагрузки. Еще в давние времена хитрые греки практиковали ночную ловлю рыб на свет костров. А теперешние браконьеры, используя интерес животных к свету, охотятся при свете фар. Массовый приход комаров и прочей досаждающей живности в освещенные помещения – тоже не секрет. С акустической же нагрузкой проблема обратная, когда в результате повышения уровня шума животные покидают привычные места.
Следовательно, ограничение световой и шумовой замусоренности – вывод вполне закономерный и достижимый с помощью корректного расположения окон и их минимального количества. Последнее особенно важно вблизи береговой линии, и по этой же причине невозможно, поскольку для постояльцев такая архитектура будет иметь оттенок черного юмора. Поэтому более приемлемым и компромиссным вариантом может быть размещение свето- и шумоопасных помещений в центре застройки. А, кроме того, источники шума и света экранируются – деревьями, частями скал, рельефом или зданиями. Ольга Карасева (редакция - Никодим Задрушляк)
|