Баннер
Баннер

Главная | Конкурсы & Выставки | ХРИЗАЛИДЫ ОЛЬГИ ГЛУМЧЕР
ХРИЗАЛИДЫ ОЛЬГИ ГЛУМЧЕР PDF Печать
( 1 Голос )
Конкурсы & Выставки
Автор: Виктория Бурлака

Chrysalys_E2_web

 

"Галерея на Институтской" приглашает на открытие выставки Ольги Глумчер
"ХРИЗАЛИДЫ"

04.03 – 20.03

Открытие состоится в пятницу 4 марта, с 19:00 до 21:00
по адресу: Институтская 22/ 7, подъезд 10, код 50, кв.105

Будем рады Вас видеть!

* * *

"Энтомологическое" исследование людей – и кто только не занимался этим в мизантропическом порыве... Зарисовки "Из жизни насекомых..." Пелевина и так далее: если смотреть на себе подобных отстраненно, с точки зрения коллекционера типажей, подмечающего забавные детали, сразу многое проясняется. К сожалению, окружающие люди, большей частью, не уникальны: действительность банальна, типична, предсказуема, так с какой стати ее идеализировать? И мы, в том числе, не являемся исключением, напротив, мы и есть то самое скучнейшее правило, которое пытается сформулировать Оля Глумчер, исследователь человеческой флоры и фауны. Она смотрит на окружающих без моральных предубеждений и розовых очков. Главное – это системный подход, четко и хладнокровно разложить типажи и характеры по полочкам: вот, есть такие забавные экспонаты и такие тоже есть... Важно не просто систематизировать, но еще и преподнести это красиво, ловко булавочкой пришпилить, чтобы окончательно обездвижить, любуясь, как "жертвы" естествоиспытательских манипуляций, поджав лапки, забавно скорчились в бархатной витрине. Экспонат под стеклом – а это значит, что теперь он безопасен.

Самый любимый, самый распространенный литературный жанр (то же самое, впрочем, касается и кино) с конца 19 века и до сих пор – это детектив, предполагающий изначальную опасность, таящуюся в человеческой натуре. Окружающие представляют угрозу – это базовая матрица взаимоотношений. В отличие от просто джунглей, где известно, кто твой враг, выживать в "джунглях мегаполиса" становится сложнее. Те же метафорические наброски Пелевина говорят о том, что степень человеческого в человеке становится все меньше и меньше, истощается, тает на глазах, зато, на первый план выходит мощное и подавляющее инстинктивное начало. Изучая окружающих, мы изначально исходим из некой презумпции их виновности, и они, как правило, оправдывают наши ожидания. И началась эта эра недоверия к окружающим не сегодня, но с раскрепощающей "смерти бога", после которой, как писал Ницше, дозволено все. Люди не преминули этим воспользоваться. И потом, на протяжении 20-го века, религией которого стал психоанализ, все теневые проявления человеческой натуры методично извлекались из подсознания, изучались, преподносились как те, которые есть в порядке вещей. Так что, мы успели сжиться с собственной тенью и научиться относиться к ней более чем снисходительно...

Тем не менее, вопрос о том, что вообще сегодня является человеческим в человеке, яснее не становится. Если раньше, скажем, в классической философской традиции существовала оппозиция "Тело VS. Дух", то сейчас проявления духа – вопрос спорный. Возможны ли они в принципе? Ведь инстинктивное начало вполне может стать основанием некоего хорошо структурированного, слаженного социального организма, как, к примеру, у термитов, где четко прописаны все роли и функции? Наверное, в том, чтобы выяснить, где заканчивается наша вынужденная роль, и начинаемся, собственно говоря, мы сами, и кроется для художника смысл проекта. Отчасти. К этому можно добавить и тот интересный нюанс, что сейчас все течет, все меняется быстрее, чем когда бы то ни было, процент энтропии в обществе увеличивается. В эпоху "дикого и виртуального" капитализма рушатся социальные связи, девальвируются общечеловеческие ценности любви, дружбы, привязанности, взаимопомощи. Зато, нагнетается истерия, связанная с "хватательным" инстинктом, и с тем, что значимость человека чаще всего оценивается в денежном эквиваленте. Взаимоотношения  – хорошие или плохие, насколько денег хватит – можно купить как и любой другой товар в условном супермаркете благ...  В искусстве существует давняя традиция изображения тела, заточенного в стекле, что означает "пустое" тело-оболочку, тело, покинутое духом. Эти будто бы расплющенные под прессом стекла фигуры наводят на те же мысли: они ставят под вопрос существование тонкой субстанции. Все ли в этом мире так материально, как нам кажется, или существует некая Анима, одухотворяющая грубую материю? Вопрос без ответа...

Виктория Бурлака

Joomla Templates and Joomla Extensions by JoomlaVision.Com
 

Choose Language

КОММЕНТАРИИ

RSS
FacebookTwitterDiggDeliciousGoogle BookmarksLinkedinRSS FeedPinterest

Live tracking and statistics