"35 ПРОМИЛЛЕ" ВИТАЛИИ КАЛЬМУЦКОЙ |
Конкурсы & Выставки | |||
"Галерея на Институтской" приглашает на открытие выставки Виталии Кальмуцкой * * * "Вода – это подсознание. Свет, проникающий сквозь толщу воды – сознание каждого дня. Я погружаюсь, дыхание замедляется. Поначалу испытываешь страх и неудобство. Но потом открываешь глаза и видишь живую картину: движение световых пятен и странных обитателей моря. Чувствуешь себя вольнее, можешь плыть, нет дискомфорта. Нет дна, нет страха, просто это – другой мир, другие ощущения, другие механизмы движения. И снова вверх, к солнцу и воздуху. Но глубина по-прежнему манит и таит в себе загадку..." (Виталия Кальмуцкая) Дайверы, погружающиеся в пучину моря – картины Виты Кальмуцкой это не просто находка для зрителя, любящего все красивое. Они его, понятное дело, подкупают занимательной зрелищностью "подводной Одиссеи" в стиле Кусто. Зрителя более искушенного, любящего "наблюдать за наблюдателем", пытаться анализировать увиденное на уровне художественного языка, покоряет еще более ценное их качество – бесхитростная чистота метода. В них есть своя "изюминка", именуемая симптомом времени... Онемение картины – так называлась статья Гадамера, в которой он поставил диагноз модернистскому искусству: оно, мол, "разочаровывает наивное зрительское ожидание" смысла. Становится "трудно читабельным" и косноязычным. Так происходило не потому, что искусству нечего было сказать, напротив, ему хотелось высказать слишком многое, поэтому, высказывание получалось скомканным и сумбурным. Интересно, каков бы был диагноз классика герменевтики сегодняшнему искусству, в котором тенденция запинки речи заостряется, чем дальше, тем больше, доходя до "детского лепета на лужайке". Теперь искусство дошло до той точки, когда ему и говорить то не хочется, потому как у него совершенно иные задачи – оно в активном поиске. Мыслительные функции художника сведены к чисто механическим действиям по вылавливанию случайных образов. Кредо сегодняшних творцов – наблюдать, цитировать, апроприировать. Проще говоря, фильтровать тот поток визуальной информации, который окружает отовсюду, и без зазрения совести выдергивать из него понравившиеся фрагменты. Это не плагиат – понятие плагиата полностью потеряло свою актуальность. Поиск оптимальной визуальной матрицы и экономия энергии. О чем может говорить картинка, найденная в интернете? Ровным счетом, ни о чем. Соотношение в ней визуального компонента и того, что переводимо в слова, уже измеряется не в сотых, но в тысячных долях, как соотношение воды и соли в океане. Язык искусства непереводим, перевести можно только какие-то тысячные доли, что тоже с легкой руки классиков считается аксиомой – это концентрированная визуальность... Правда, нечасто встречаются художники, которым удается удачно погружаться в состояние визуальной медитации, избавляясь от дурных амбиций передачи смысла... Не всем присуща эта святая простота непонимания собственных намерений, когда высказывание становится максимально бессмысленным и невнятным. Впрочем, громкое слово "высказывание" здесь даже не к месту... На экране работ Кальмуцкой, не взирая на тот наивный авторский символизм, который был процитирован, информация подается сугубо в визуальном регистре. Эту красивую "картинку" можно назвать "абсолютно индифферентной" ко всему, кроме себя самой. Это чистая видимость. Молчание, как способ высказывания... Виктория Бурлака
|
сегодня | 124 | |
вчера | 191 | |
за неделю | 760 | |
за месяц | 6981 | |
всего | 3907741 |