Автор: Ольга Карасева Природа все время меняется, ее суть – в метаморфозах. Поэтому беспредметная картина воспроизводит жизнь точнее, чем самая верная реалистичная живопись. Франтишек Купка Франтишек Купка, 23 сентября 1871 – 21 июня 1957
Устремленность к теософии и оккультизму была присуща ему с юности. Погребение в конце 50-х в неизвестном месте тайным обществом – логическое завершение его полной мистицизма жизни. Обыденность он не любил. "Мое сознание отравлено парижским воздухом, который заставляет становиться прагматичным и уйти в себя" – сказал этот обитатель Монпарнасса. В то же время в Купке – странный сплав мистики и науки. Завсегдатай Парижской обсерватории, он слушал лекции в Сорбонне, изучал научные теории и с удовольствием иллюстрировал труды по биологии. "Вчера я испытал сознание раскола", – написал он однажды своему приятелю – "Мне казалось, что я наблюдаю Землю за ее пределами. Я находился в огромном пустом пространстве и видел движение планет. После этого было трудно вернуться к бытовой ерунде...". Что это было – галлюцинации или нечто большее, неважно. Есть результат – освобожденные от копирования реальности и зрительных клише полотна. Арки с шарами, вертикальные и диагональные полосы чистого, почти локального цвета и иллюзией движения. Точное равновесие цветовых пятен, их потрясающая соразмерность, и, несмотря динамичность, – целостность композиции. По привычной традиции, пионерами абстрактной живописи считаются Кандинский и Малевич. Но в последнее время круг экспертов пришел к выводу: первый беспредметный художник, пожалуй, все-таки Франтишек Купка. Его нефигуративные композиции – знаковые даже среди последующего обилия абстрактных полотен. Купку увлекали многие направления – стилистика модерна, пуантилизм, неоимпрессионизм и символизм. Но позже он напишет: "Кажется ненужным изображать деревья, когда люди видят более красивые по пути на выставку". Его решительный абстракционизм – "Теплую хроматику", "Двухцветную фугу" и другие беспредметные композиции парижская публика поначалу встретила несколько обидчиво. Даже среди коллег-профессионалов кто-то кинул: "Мы знакомы с теплым чаем, но не с "теплой хроматикой". Такой прорыв сквозь визуальные стереотипы был слишком тревожен и непривычен. Один современный искусствовед сказал – по другому поводу, но применимо и к Купке: "Картины, не изображавшие реальность, но являвшие собой независимые художественные ценности. Эти картины не были похожи на картины. Точнее, они-то как раз и были действительно картинами, но этого тогда еще никто не понимал". Впоследствии Кандинский, Клее, Малевич и Пит Мондриан ("Питер Мондриан" – для А. Пучкова – прим. Никодим Задрушляк) поддержат свободу от предмета. Кандинский скажет: "Природа волнует меня, как враг перед сражением, ее красота мешает пройти сквозь нее, но я прорвался сквозь амальгаму реальности". По его же словам, наибольшее влияние на него как абстракциониста в числе прочего оказало вот что: музыка Дебюсси, где он (Кандинский) услышал и сопоставил звук и цвет, и стих А. Рембо, где каждый гласный звук был выделен цветом. Не случайно искусство, не имеющее больше никакого внешнего сюжета, но только сюжет внутренний, Аполлинер назовет "орфизмом". Акцентированные и гармоничные ритмы живописи Купки действительно вызывают аналогии с музыкой. В "Этюде для языка вертикалей" – выстрелянные вверх полоски-прямоугольники ассоциируются с трубами и звучанием органа. Об этом говорят и многие названия картин, "Ноктюрнов" или "Фуг". Но Купка вкладывал в свою живопись больше научных теорий, чем могло показаться. Он использовал идею Ньютона об аналогии между цветами солнечного спектра и звуками музыкальной октавы, где "до" – красный, "ре" – фиолетовый, "ми" – синий и пр. Сам Ньютон в своей теории ничего полезного и интересного не находил, рассудив, что она "лишь потворствует пустому любопытству". Но Купка, видимо, так не считал, создав серию "Диски Ньютона" с цветовыми контрастами и ритмами. Тут же – ассоциации с теориями волн и вибраций, популярных в круге теософов. Купка был явно знаком и с концепцией Хельмхольтца о взаимосвязи аккордов с цветом. "Клавиатура рояля. Озеро". Внизу холста рука играет аккорд, который по схеме Хельмхольтца аналогичен красному, зеленому и ультрамарину. Нет необходимости уточнять, пятна какого цвета лежат на полотне. Редчайший случай – привычное понятие "колористический аккорд" у Купки приобретает буквальный смысл. |
Комментарии
благодарствую
RSS лента комментариев этой записи