Баннер
Баннер

Главная | ПЕРСОНА | КАРЛ ШПИЦВЕГ
КАРЛ ШПИЦВЕГ PDF Печать
( 4 Голосов )
Персона
Автор: Ольга Карасева

"Если мудрые мысли приходили мне в голову,
они ломали остриё моего карандаша"

К. Шпицвег


Карл Шпицвег, 5 февраля 1808 года, Гермеринг — 23 сентября 1885, Мюнхен

Героические сюжеты и роскошные венеры в противоестественных позах – нет, это не Карл Шпицвег. Вместо этого бывший фармацевт написал ряд декораций к мирной жизни соседской улицы.

Живописи его никто не учил. В мюнхенскую академию художеств этого самоучку не приняли, посчитав слишком взрослым и слишком аптекарем. Впрочем позже, как это бывает, та же академия избрала его своим почетным членом.

В Европе Шпицвега знали, любили и часто копировали. Впоследствии подделок было до того много, что такой его небезызвестный почитатель как Гитлер одно время очень беспокоился, какие из его Шпицвегов настоящие, а какие нет.

Но теперь картины Шпицвега совсем не так известны. Впрочем, как и течение, к которому принято относить его живопись. Стиль Бидермайер вошел в мирный промежуток от окончания наполеоновских войн до революции 1848 года. Его начало – в немецком Романтизме, но вот парадокс – в Бидермайеровском буржуа нет ничего от возвышенного гетевского героя со сложным внутренним миром.

Типичный представитель Бидермайера – маленький человечек, что довольствуется скромным набором собственной комнатушкой, крошечным садиком и жизнью в забытой богом провинции, да еще умудряется сыскать в этой участи невинные радости земного счастья. Именно так его охарактеризовал писатель Л. Айхродт, взявший свое изобретение, имя "добропорядочного господина Майера" как литературный псевдоним. Им немного курьезно окрестили и стиль Бидермайер.

Намеренные сантименты жизни обывателя как нельзя лучше подходили для живописи Шпицвега. Его истории провинциальный мирок жителя домишки под черепичной крышей, любителя кактусов, канареек и прочих тихих удовольствий. В самом деле, ничего поразительно необычного и потрясающего. Но этот ряд жанровых сценок однозначно обаятелен и позитивен. Матисс как-то сказал: "Я мечтаю о солнечных, уютных картинах, о таких, на которые было бы приятно смотреть, сидя в кресле". Несмотря на то, что эти слова относились к другому направлению и времени, их вполне можно применить и к Шпицвегу.

Общепризнано, что Бидермайер – стиль на грани филистерского уюта с подчеркнутой поэтизацией буржуазной жизни. И вправду, такая живопись, c ее намеренной пунктуальностью изображения и безнадежной портретизацией деталей мещанского быта – течение с сомнительными предпосылками к созданию действительных шедевров.

Домашняя идиллия семейства, выбравшегося на пикник. Фигурки не в меру любопытных соседей, высунувшихся из окон лавочек. Кокетничающие кухарки и горничные, у которых болят зубы. Добропорядочный толстячок с газетой, мирно коротающий вечер. Ну что можно создать из этой смеси?


Вместе с тем Шпицвег имеет одну особенность. Изображение горшка с кактусом или ситца в цветочек у Шпицвега не превращается в тривиальность. Доброжелательная насмешка напрочь сносит эту почти банальность, свойственную всему бидермайеру.

Его, а вслед за ним и нас, веселят упитанные жандармы, старые холостяки и аптекари. Он над ними подшучивает, впрочем, немного грустно и беззлобно. Каждая картина – настоящая жанровая сценка. За схваченным милым комическим моментом скрывается целая история. Чего стоят одни названия – "Вечный жених" или "Запах роз рождает воспоминания". Или
же "Книжный червь", картина, которая, по словам одного английского исследователя, "червем вползает в сердце каждого заядлого книгочея".

В живописи бидермайер открытий не совершил. Но насыщенность воздушным пространством, игра света, большой опыт работы на пленэре, да и сами темы работ Шпицвега – сад, прогулки, пикники – это в значительной степени предимпрессионистический этап.

У современников Шпицвег был не особенно популярен. Но лет через двадцать после его смерти, на выставке, приуроченной к столетию со дня его рождения, все как-то вдруг спохватились и поняли, что знали и любили его давно. Бытует мнение, что именно по картинам Шпицвега чаще всего представляют Германию.

О самом Карле известно не так уж много. Его живопись – творчество тихого и безобидного чудака. Вместе с тем, он – участник мартовской революции, неутомимый путешественник и несчастный вечный жених, до конца жизни влюбленный в некую замужнюю Клару Лехнер. Как водится, с годами ушли и Клара, и дружеские пирушки, и столь любимый им старомодный Мюнхен. Шпицвег бесконечно переезжает, пока в1863 году не селится в старой части города в квартире на четвертом этаже. Оценив открывающийся из окон излюбленный вертикальный формат неба, Альп и крыш, он упорно трудится. Количество его творческого наследия милых живописных анекдотов огромно.

Joomla Templates and Joomla Extensions by JoomlaVision.Com
 

Комментарии   

 
# Андрей Пучков 02.11.2009 17:03
Прекрасно сделанная работа!
 
 
# Дмитрий Колодочка 02.11.2009 17:28
Цитирую Андрей Пучков:
Прекрасно сделанная работа!

Андрей, поддерживаю, кроме всего прочего, творчество Шпицвега донельзя занятно, возникает ощущение, будто человек с ворохом внутренних проблем и сомнений, но сохранивший наблюдательност ь, наконец, нашел для себя нишу, укрывшись в ней, дабы передохнуть - и это затянулось на всю жизнь.
 
 
# Molev_ 02.11.2009 19:45
Отличная статья\живопись очень понравилась
 
 
# Ната Омельчук 02.11.2009 22:10
Синхронистичнос ть….. или о том, как я сегодня прочитала статью о художнике, иллюстрации картин которого развесила в туалете 4 недели назад……не хочу никого обидеть….но Шпицвег настолько "домашний" и "светлый", что создает атмосферу уюта даже там, где она и не подразумевается …….спешу покаяться, потому как совсем не знала, что художник был безответно влюблен в некую барышню….. более того, не обратила бы на это никакого внимания, если бы не лицезрела его картины каждый день в упор…..
 
 
# Павел 04.11.2009 10:48
Спасибо за теплую и добрую статью. Приятно было задержаться у репродукций. Для современного человека Бидермайер стиль случайный, странный и вызывает улыбку.
Вот за эту улыбку и спасибо автору. С теплой и доброй улыбкой приветствую вас!
Павел.
 
 
# Ольга Карасева 05.11.2009 22:21
Цитирую Дмитрия Колодочку:
"будто человек с ворохом внутренних проблем и сомнений, но сохранивший наблюдательност ь, наконец, нашел для себя нишу, укрывшись в ней, дабы передохнуть - и это затянулось на всю жизнь."
Дмитрий Александрыч, да это, кажется, про любого художника можно сказать.
 
 
# Дмитрий Колодочка 05.11.2009 22:30
Цитирую Ольга Карасева:
Цитирую Дмитрия Колодочку:
"будто человек с ворохом внутренних проблем и сомнений, но сохранивший наблюдательность, наконец, нашел для себя нишу, укрывшись в ней, дабы передохнуть - и это затянулось на всю жизнь."
Дмитрий Александрыч, да это, кажется, про любого художника можно сказать.

а те бы, автор, тока б всех в одну плоскость... и, уверен, Дмитрия Саныча туда же... 8)
 

Choose Language

КОММЕНТАРИИ

RSS
FacebookTwitterDiggDeliciousGoogle BookmarksLinkedinRSS FeedPinterest

Live tracking and statistics