Пока мы, щурясь, инспектируем карманы в поисках подручной оптики – собственная фантазия без спросу и требовательно пытается объяснить нам занятный малюнок "этого"...
Снаружи "это" – странное сочетание местных китайских методов строительства и современной формальной логики – а материально: смесь бетона со следами деревянной опалубки, каменной кладки и глиняных черепков – что создает эффект заплаток, будто здание небрежно заштопали гигантские женщины в застиранных чепцах – и аллегорически эта мысль не лишена контекстной связи с действительностью – перед нами Исторический музей города Нинбо (Ningbo Historic Museum).
Площадь Оперы, прогулки в Люксембургском саду, набережные Сены, ипподром и скачки, пейзажи Булонского леса, омытые дождем бульвары и общая живописность парижской жизни – все это прошло мимо. Вместо этого Паскин создал особый мирок с богемными приятелями, разнузданными сценками и острым интересом к обыденной жизни борделя.
С каким зрелым артистизмом, растраченным на буффонаду и гротескное изображение жизни, часто нарочито суетной и вульгарной, написаны залы публичных домов и их "труженицы".
Вместе с тем, критики говорили о его картинах как о "рисунках, возведенных в живопись". В Париже он – признанный портретист. Для торговцев картин и издателей – успешный художник. Матисс, Пикассо и Диего Ривера – уважающие его талант друзья. Хемингуэй со свойственным ему лаконизмом писал: "Паскин был очень хороший художник, и он был пьян – целеустремленно и привычно пьян, но при этом сохранял полную ясность мысли". Позже, в день похорон этого "Князя Монпарнаса", как его прозвали, закрылись все парижские галереи, а за гробом шли знаменитые художники, писатели, натурщицы, официанты и бармены его любимых кафе.
2007 год. Международная организация Arquitectum. Город Нью-Йорк. Объявлен конкурс на проект небоскреба – музея и символа американской мечты.
В 100-метровой башне на выступающем в воду пирсе предлагается разместить музей, посвященный недавней волне иммигрантов 1960-х годов, приехавших в город в поисках той самой пресловутой American Dream...
По словам организаторов, инсталляция нового монумента призвана увековечить "космополитизм, урбанистичность и глобальный характер Нью-Йорка". Музей – объект экспериментальный. Поэтому, приветствовались любые неординарные и вовсе сумасбродные идеи.
"Waltz of the wind" – вот как назвала свой проект команда-победитель. Почему ветер? "Именно он приносит иммигрантов к американским берегам", – объясняет трио архитекторов из Франции и Италии. Этот же ветер будет менять цвет, текстуру и яркость фасада – золотого пшеничного поля, символизируя текучесть и изменчивость Нью-Йорка. Эффект множества колосков создается с помощью гибких, вибрирующих на ветру карбоновых стержней, из которых можно получить энергию. И как бонус – приятную затененность внутри здания.
Старая максима гласит: все, что есть в жизни хорошего, либо аморально, либо противозаконно, либо ведет к ожирению. Не нарушая тройственности утверждения, я добавил бы слово "абсурдно". Утверждал же Тертуллиан: верую, ибо абсурдно.
Хорошее и абсурдное — однополюсные понятия. Ведь то, что выходит за рамки здравого смысла, дает, во-первых, уверенность, что все, что ты полагал перед этим, здравый смысл имеет, а во-вторых, что здравый смысл только и возможен, когда ему противопоставляется смысл "не здравый".
Касательно архитектурного процесса эта соотнесенность — оценки (хорошо) и констатации (абсурдно) — приобретает особенную наглядность: если архитектурная форма, рассчитанная на функциональное потребление (иначе зачем она?), обретает художественный строй помимо функционального потребления и при этом признается удачной, она свидетельствует, что художественность ее может быть выражена какими угодно независимыми от функции средствами.
Как ни странно, это и есть первое положение постмодернизма. Заведомая, сознательная разведенность художественного и архитектурного аспектов приобретает в этом течении ловкую остроту. Ни в каком ином архитектурном явлении прошлых эпох такой остроты нет.
Не будем говорить о необходимости применения экологичных материалов, это, как говорится – no comments. Но желая развеять первую приходящую ассоциацию эко-конструкций с традиционной деревянной доской, а вторую – с создающим впечатление растительного образования нечто, скажем, что термин "материал экологичный" – на сегодняшний день понятие довольно широкое. С комплексным подходом к процессу выбора и рядом требований к самому материалу. Постараемся рассмотреть этот вопрос подробнее...